Заикание у ребенка

Заикание у ребенка

Заикание - это одна из форм нарушения речи, характеризующаяся спазмом голосового и дыхательного аппаратов, приводящим к затруднению произношения и повторению звуков в словах. В некоторых случаях врачи относят заикание к неврозам.

Заикание, как правило, возникает в раннем детстве, чаще у мальчиков, чем у девочек и в основном проявляется в возрасте от 2 до 5 лет, но может возникнуть в школьном и подростковом возрасте, а также у взрослых людей. Повторение звуков в словах более 2 - 3 раз можно считать признаком заикания.

Заикание у детей лечат логопеды, психологи, в особо тяжелых случаях – неврологи.

Хотя ученые все еще не уверены в происхождении заикания, предполагается, что оно возникает вследствие генетической предрасположенности. Случаи заикания обычно встречаются у нескольких членов семьи. Ребенок со стойкими явлениями заикания, возможно, подвергается сильному стрессу в семье. Заикание может наблюдаться у него во время очень сильного волнения. Заикание у ребенка с наследственной предрасположенностью провоцируется любыми другими факторами. Заикание никогда не следует рассматривать как дефект, считают врачи. Поэтому очень важно не допускать упреков в адрес этого ребенка со стороны родителей или учителей.

Ребенок, начинающий заикаться, скорее, нуждается в помощи логопеда, чем врача. Но профессиональная терапия — это только отправная точка. Чем больше помощи получит ребенок от родителей и учителей, тем легче он справится с заиканием. Это касается не только детей, но и взрослых тоже. Иногда заикание проходит самостоятельно, но есть много способов помочь ребенку преодолеть его и дальше следить за своей речью.

Причины возникновения и механизмы развития заикания у детей

Заикание у детей — многопричинная болезнь, в возникновении которой играют роль как врожденные, в том числе наследственные, так и приобретенные факторы. Среди врожденных причин имеют существенное значение дородовые и родовые поражения нервной системы различной этиологии, особенно умеренно и слабо выраженные. Обращает на себя внимание высокая частота аналогичных расстройств у ближайших родственников, которая может достигать 55 - 60 % случаев. В то же время заикание нельзя считать наследственным заболеванием. По-видимому, в подобных случаях могут встречаться врожденная слабость центрального и периферического отдела речевого аппарата, особенности высшей нервной деятельности и моторики, что способствует развитию заикания под влиянием дополнительных экзогенных воздействий. К тому же нельзя исключить возможность подражания детей в тех семьях, где заикаются родители, однако данный механизм является маловероятным.

В анамнезе больных заиканием нередко встречаются указания на раннюю детскую повышенную возбудимость, в основе которой лежат пре - и перинатальная патология, а также наследственные факторы.

Среди приобретенных факторов в возникновении заикания следует отметить острые и хронические соматические заболевания, детские инфекции, легкую черепно-мозговую травму и различные психотравмирующие конфликтные ситуации. По мнению В. В. Ковалева (1979), заикание у детей раннего и дошкольного возраста возникает после различных соматических заболеваний, и особенно в тех случаях, когда у ребенка уже есть различные расстройства речи (задержка темпов речевого развития, косноязычие, стертая дизартрия). Установлено появление заикания после перенесенного коклюша. Большое значение придается инфекциям и травмам центральной нервной системы. Указанная патология вызывает различные нервно-психические расстройства, особенно тех функций, которые наиболее интенсивно развиваются на данном этапе. У детей раннего дошкольного возраста такой функцией является речь. В более поздние сроки (дошкольный и школьный возраст) придается значение повреждению корковых речевых зон при черепно-мозговой травме. В таких случаях может быть сочетание заикания с другими формами нарушения речи.

Существенная роль принадлежит острым и подострым психическим травмам. Они в принципе аналогичны тем психотравмирующим воздействиям, которые встречаются, например, при тиках и ночном энурезе. Н. А. Власова с соавт. (1983) особое внимание обращает на неправильное воспитание ребенка: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание и воспитание "примерного ребенка". Так, избалованный ребенок неуверенно себя чувствует в случае необходимости принятия самостоятельного решения различных вопросов, не находит контакта со сверстниками, что способствует возникновению различных невротических расстройств, в том числе и заикания. Императивное воспитание является противоположным предыдущему - ребенок лишен родительской ласки, любви и понимания. В ответ на принуждение у ребенка могут наступить поведенческие расстройства. Неровное воспитание - отсутствие единых требований к ребенку со стороны родителей и воспитателей, т.е. сочетание изнеженности и излишней строгости. Это фон для возникновения общих и системных неврозов. Воспитание "примерного ребенка" способствует развитию тщеславия, желания любым путем выделиться среди окружающих. При наличии же трудных житейских ситуаций такие дети нередко выделяются необычными проявлениями невротических расстройств.

Механизм возникновения заикания сложен и во многом окончательно не установлен. Несомненно одно: заикание — результат предрасполагающих и конкретных разрешающих факторов, после которых непосредственно возникает указанный вид нарушения речи. Среди предрасполагающих причин в широком понимании выделяются неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде, во время родов и в грудном возрасте. Они могут замедлить (реже — ускорить), приостановить или извратить развитие речи. Если это предрасположение выражено в значительной степени, то заикание может возникнуть под влиянием незначительных внешних воздействий. Возможны и обратные соотношения: при отсутствии или минимальной выраженности предрасположения постоянно действующая нагрузка на речевой аппарат также вызывает заикание. При этом прежде всего следует иметь в виду излишнее стимулирование и "шлифовку" речи, особенно у детей первых лет жизни.

Давно известно, что при заикании у детей часто выявляется леворукость. В настоящее время считают, что имеет значение не столько леворукость, сколько неумелая попытка перевоспитания леворукости. В таких случаях нарушается нормальное соотношение между доминантным и недоминантным полушариями, а насильственное перевоспитание с применением антипедагогических приемов является психотравмирующим фактором.


Наши клиники в Санкт-Петербурге

Структурное подразделение
Поликарпова

Аллея Поликарпова 6к2
Приморский район
  • Пионерская
  • Удельная
  • Комендантский
Структурное подразделение
Жукова

Пр.Маршала Жукова 28к2
Кировский район
  • Автово
  • Проспект Ветеранов
  • Ленинский проспект
Структурное подразделение
Девяткино

Охтинская аллея 18
Всеволожский район
  • Девяткино
  • Гражданский проспект
  • Академическая

Получить подробную информацию и записаться на прием Вы можете по телефону +7 (812) 640-55-25

наверх
Колтуши, ул. Новая, д. 5А
Скоро открытие
Пионерская
Автово
Девяткино
ежедневно 9:00-21:00 ежедневно 9:00-21:00
>
Калькулятор стоимости анализов